Зеркальный «Сад камней»

В Берёзовском карьере Группы Магнезит реализован специальный проект 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства кировского художника Василия Кононова-Гредина.


Произведение молодого автора в Сатке впечатляет своим масштабом и оригинальностью идеи. В ландшафте отработанного карьера, который постепенно вновь сливается с природой, художник создал композицию из 250 зеркал диаметром 120 сантиметров.


Как отметил автор, Березовский карьер привлек его внимание тем, что работы там остановлены, но карьер окончательно не затоплен, и есть полное ощущение спокойствия и момента особенной тишины, ведь совсем недавно карьер был действующим.


Добыча магнезита в Березовском карьере велась с 1980 года и была прекращена в конце 2020 года. Теперь он медленно заполняется водой, и со временем здесь не останется следов производства. Только большое бирюзовое озеро будет напоминать о том, что здесь когда-то велась добыча полезного минерала.



Основной инструмент художника – зеркало – как символ отражающий красоту в самых разных ее проявлениях.


– Издалека зеркала не будет видно, но по мере приближения к карьеру можно будет заметить их блеск — это блеск «драгоценностей», которыми богаты наши недра. А когда зритель передвигаться внутри карьера, он поймет, что проект «живой»: у каждого зеркала своё отражение, которое меняется в зависимости от погоды и естественного света. Отражающаяся красота – это всё окружающее нас: природа, небо, солнечный свет, скальные откосы, «озеро» потрясающего бирюзового цвета, водопад в одной из частей карьера. А также красота человеческого труда, производства и наша внутренняя красота, – отмечает Василий.



Как рассказал художник, зеркала установлены в разных частях карьера и настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на скальные стены карьера, находящиеся в тени, и на воду. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней. Многие зеркала установлены в тени уступов, за камнями, и отражают сам карьер с тех сторон, которые были невидимы зрителю.


– Инсталляция позволяет зрителю вступить во взаимодействие с теми местами карьера, которые были скрыты, и изменить привычные точки зрения на его ландшафт, – говорит автор проекта. – Через зеркала и отражения карьер воспринимается по-новому. Но очевидно, что новая форма восприятия искусственного ландшафта невозможна без присутствия и рефлексии человека. Космос отражается в человеке, а через зеркальную инсталляцию мы видим, как человеческий мир отражается в карьере. Со временем карьер будет затоплен и вместе с инсталляцией уйдет под воду, таким образом зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его исчезновения. Постепенное затопление карьера будет отнимать у зрителя все больше зеркал. Полное затопление приведет к невозможности видеть отражение, к отсутствию наблюдателя и, соответственно, отсутствию рефлексии.



Благодарим за фото Василия Максимова

Василий Кононов-Гредин (р. 1990) окончил Вятское художественное училище, учится в институте современного искусства «БАЗА». Лауреат грантовой программы Музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2019/2020). В своих работах обращается к большим формам, пространству тотальной инсталляции. Работает со скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком. Сочетая различные медиа, работает с тем, чтобы воздействие на зрителя было всестороннее. В произведениях внимание художника направлено на концептуальность замысла, монументальность, красоту и цельность формы.


Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в регионах РФ, участие в котором приняли более 300 художников из 52 стран. Мы вовлекаем в диалог на актуальные темы в рамках публичной программы и медиации, популяризируем современное искусство в городах региона, знакомим Россию и мир с индустриальным Уралом, инициируем создание новых произведений искусства.


В этом году программа арт-резиденций проходит в городах Асбест, Нижний Тагил, Полевской, Сысерть и поселок Черноисточинск в Свердловской области, Кыштым, Сатка, Челябинск и поселок Сокол в Челябинской области. В течение полугода российские и иностранные художники вместе с куратором Владимиром Селезневым знакомятся с городскими сообществами, уральским индустриальным наследием и производственными процессами действующих предприятий. Итогом пребывания в резиденции становится создание site-specific работы в пространстве принимающего города или предприятия.