Концентрация жизни

В музее «Магнезит» состоялся первый после премьеры кинопоказ документальных фильмов о международном фестивале уличного искусства в Сатке.

Три коротких киноленты - «Пусть висит», «Вне времени», «Измени свой мир», - сняты студентами Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (руководитель проекта - кинорежиссер-документалист Сергей Мирошниченко) в прошлом году о первом фестиваля уличного искусства. Благодаря молодым авторам зрители забыли о времени, посмотрели на родной город новым взглядом и сделали для себя открытия.

Напомним, впервые эти картины демонстрировались весной, 5 апреля, в Доме кино в Москве, а для жителей нашего района премьерный показ состоялся 20 июня в ДК «Магнезит». И у саткинцев была возможность пообщаться с творческой группой. Вместе с художественным руководителем Сергеем Мирошниченко к нам вновь приехали создатели кинолент - молодые режиссёры Дарина Умнова, Юлия Бобкова и Максим Лукьянец.

Вместо предисловия

- Когда я приехал сюда в гости и для меня провели экскурсию по городу, показали первые работы на домах, я сказал, что это очень важное дело.

Ведь в советское время строили хорошие дома,

но они были очень одинаковые.

И создать каждому дому свое «лицо» - это огромная радость.

Об этом можно сделать интересные работы, что я и предложил своим студентам. И то, что вы сегодня увидите, это их взгляд. Но не только на работу художников, но и на город. Хочу предупредить, фильмы студенческие, легкие, в них есть улыбка, есть ирония и горечь. Думаю, ребята с радостью работали в вашем городе. И нам очень хотелось сделать для Сатки что-то еще, жаль, что эти студенты уже заканчивают учебу, - отметил перед просмотром Сергей Мирошниченко.

Затем студенты ВГИК очень кратко анонсировали свои работы и поделились впечатлениями.

— Никогда бы не подумала, что спустя год с таким удовольствием и радостью восприму новость о том, что мы снова сюда возвращаемся и представим картины вам — нашим главным зрителям, для которых мы все это делали, - говорит Дарина Умнова, режиссер фильма «Вне времени» о работе российского дуэта художников Aesthetics group.

Когда мы работали и жили здесь, у меня было такое ощущение,

что два дома, где рисовали ребята, застыли в ожидании какого-то чуда.

Все настолько были взволнованы и встревожены. Кому-то нравилось, кому-то нет, кто-то не понимал, но хотел понять, а кто-то и не хотел ничего понимать. Но ни одного равнодушного человека мы не увидели. Мы звонили в двери, люди пускали нас к себе домой, чтобы мы могли поснимать из их окон, высказывали нам свое мнение. И такой теплоты, как в вашем городе, я еще пока не встречала! Спасибо всем большое за этот проект!

- У меня картина об итальянских художниках, - добавила Юлия Бобкова, режиссер фильма «Измени свой мир», - и я тоже с большой радостью вспоминаю о том, как мы жили в Западном микрорайоне. Художники работали на домах, которые находятся на последней остановке, а дальше уходит лес. Это были потрясающие съемки! Мне тоже интересно услышать ваше мнение о картинах. И я очень благодарна людям, которые нам дали возможность работать здесь, снимать, погрузиться в мир стрит-арта. Это здорово!

- Моя работа о швейцарских художниках и саткинских, - продолжил Максим Лукьянец, режиссер фильма «Пусть висит». - И я согласен с Дариной, с ее мнениях о саткинцах. Когда я приходил и спрашивал людей, можно снять эпизод о них и о том, что они делают, не встретил отказов. И за эту открытость и теплоту я очень благодарен. Для меня это был уникальный опыт — спасибо за это фонду «Собрание», «Магнезиту» и студии «Остров». Всё то, что вы сейчас увидите, состоялось благодаря усилиям многих людей.

После этих небольших предисловий, состоялся показ картин — совершенно разных по сюжету и настроению, но одинаково внимательных к деталям и параллелям. А еще можно с уверенностью сказать, что режиссеров теперь объединяет любовь к Сатке — к городу, к людям, к нашей природе. Так, фильм Максима начинается с пения птиц, картина Дарины - с журчания воды, работа Юлии — с железной дороги. И в каждой есть кадры с красотами, окружающими Сатку, показанными и с высоты птичьего полета, и из окон и с крыш наших домов. Ребятам удалось увидеть не только эту внешнюю красоту, но и почувствовать и даже восхититься красотой внутренней, показанной через людей, их мысли, руки, глаза и сердца...

Ожидания и реальность

Сразу после просмотра у зрителей была уникальная возможность пообщаться с творческой группой.

Ребята, скажите, это были ваши дипломные работы? - прозвучал первый вопрос из зала.

Максим: Нет, это были дополнительные учебные задания, мы проходили практику. Для нас нет разницы дипломная работа или курсовая, в каждую мы вкладываем душу. Этот проект - абсолютный эксперимент. Всё было очень быстро спланировано — собрались и рванули...

Сергей Валентинович: После этого ребята уже сделали дипломные работы, а Дарина уже сняла две картины.

Не планируете ли вы в дальнейшем использовать виды нашего города в своих работах?

Дарина: Думаю, что сегодня мы показали город, в котором вы давно живете, с другой стороны, и, может быть, вы были немного удивлены, мы уж точно были поражены красотой, которая вас окружает! И, думаю, не справедливо использовать кадры о вашем городе в других местах. Если еще раз пригласят, с удовольствием будем снимать в Сатке еще. Здесь очень красивые места, и для операторов работать здесь было одно удовольствие.

Юлия: На меня наибольшее впечатление произвели люди, которые в Сатке занимаются творчеством. Его здесь столько, что порой казалось, его больше, чем в Москве. Это здорово! Это заряжает и вдохновляет! И проекты, которые здесь создаются, высокий уровень культуры - это то, что нужно продолжать снимать.

Останутся ли копии фильмов в Сатке?

Сергей Валентинович: Да, но у меня встречный вопрос: можно сделать так, чтобы эти фильмы показали в местном кинотеатре, в виде киножурнала перед началом сеансов? Как это было принято раньше.

Герои картин говорят об ожидании и реальности. А какими были ваши ожидания, с которыми вы ехали в наш город, и стала реальность?

Максим: Я сразу столкнулся с реальностью. Ожиданий не было, потому что даже не знал, к чему готовиться. А реальность получилась такой, что никто не отказал в том, чтобы его снимать и то, что он делает.

Думаю, сама атмосфера города формирует это в людях.

И здесь она крайне отличается от Москвы и во многом отличается от других городов. И эта реальность, с которой я столкнулся,

поразила меня больше всего!

Дарина: Для документального фильма ожидания и реальность - это очень актуальная тема, потому что на берегу мы можем придумывать себе абсолютно все, что угодно. Но когда мы приезжаем на место и начинаем снимать, то сталкиваемся с реальностью и жизнью, которая совсем не хочет идти по нашему сценарию. Поэтому это всегда импровизация. Мне в этом плане было проще, чем ребятам, потому что я снимала про соотечественников. Но мне с ними было достаточно сложно найти общий язык. Художники сначала могут показаться закрытыми, но потом они разоткровенничались. Ребята настолько влюбились в ваш город, мы с ними до сих пор общаемся и переписываемся. Кстати, они тоже еще раз хотят сюда приехать, чтобы еще что-то нарисовать. В этом городе своя энергия, и, как отметила Юля, здесь много творчества. Я вас искренне поздравляю с тем, что вы живете в таком прекрасном городе!

Юлия: Если коротко сформулировать ожидания и реальность от Сатки, то это наш поход на концерт. У нас была небольшая пауза, и мы подумали, почему бы нам не пойти во дворец культуры и не поснимать выступление девочек из коллектива «Танц- Форм», они исполняли танец лебедей. И этот концерт оказался настолько современным, мощным, прогрессивным, и было столько зрителей! Нас это потрясло! И такое же потрясение у меня осталось от Сатки. А касательно съемок: сначала я хотела снимать о женщинах вашего города, так как героини картин итальянских художников — женщины. Но в какой-то момент драматургия жизни повела в другую сторону, и пришлось следовать за художниками и за тем, что у них происходило. И в итоге мы делали акцент на взаимодействии их с молодежью и на том что, они оставят после себя.

Реакция Лондона и Москвы

Одна из целей съемочного проекта состояла в том, чтобы показать, как можно и нужно менять городское пространство небольшого города. Как вы планируете достигать этой цели? Где еще планируются кинопоказы?

Сергей Валентинович: Мы будем делать всё, чтобы эти фильмы показали на телеканале «Культура». Обязательно нужно будет показать их в Челябинске. А работу Юли уже показывали в Лондоне на фестивале. И вы знаете, что премьера всех трех фильмов состоялась в Москве.

И как реагируют на картины зрители Лондона и Москвы?

Максим: В Москве показ прошел очень хорошо. Было много мнений, вопросов.

Дарина: На московской премьере было очень много молодежи. Были студенты строгановской академии. Состоялось бурное обсуждение. Нас спрашивали, как люди в Сатке отнеслись к этому проекту, а было ли это с ними обговорено заранее и так далее. Люди воспринимали этот проект как архитектурную концепцию изменения города и очень серьезно отнеслись к данной теме. Думаю, они даже немного завидовали вам. В целом, показы прошли на ура. Всем было очень интересно.

Самым сложным, наверное, был монтаж. Что осталось за кадром? Может быть, что-то хотелось вернуть или добавить в фильм, когда он был уже готов?

Дарина: Случаи, конечно, бывают разные. У меня фильмы рождаются именно на монтаже. Думаю, я сказала все, что хотела, и мне ничего не хотелось вернуть. Но было очень сложно, потому что мне хотелось показать (и вы наверно это заметили) технологию художников. Создавать такие масштабные рисунки - это очень большой труд. Казалось бы, что сложного - балончиком попшикать. Но когда я была на мастер-классе у ребят, уже через две минуты мой палец не мог нажимать кнопку, и я не представляю как они выдерживают, раскрашивая такие огромные здания. И еще у меня была задача - показать интеграцию: как ребята знакомились с вашим городом, как жители Сатки знакомились с творчеством российского дуэта. И этот синтез, мне кажется, получился.

Юлия: Мне временами хотелось вернуть людей, которых мы сняли, но не вставили в фильм. Такое часто случается. И когда я приехала сюда, прокручивала в голове всех людей, которые были нашими друзьями и радушно встречали нас каждый день. И сегодня нам говорили: «Ребята, привет, вы снова приехали к нам!». Но, в основном, мне кажется, главную мысль мне удалось очень сжато поместить в ту версию монтажа, которая есть.

Максим: Мне ничего не хотелось бы еще добавить.

Про новые открытия

Сегодня в Сатку снова проходит фестиваль уличного искусства. Ощущения какие, будто не уезжали?

Максим: Да, очень хочется посмотреть новые работы. Мы только немного проехали по городу, и мельком видели работу на новостройках возле «Серпа и Молота». Нам сказали, она почти закончена, но хочется увидеть все рисунки и готовые и в процессе создания.

В одном из интервью Сергей Валентинович говорил, что он надеется на то, что когда вы погрузитесь в этот проект, новую для себя историю, вы сделаете открытия не только для себя, но и про себя. Это случилось?

Сергей Валентинович: На самом деле для меня было очень важно, как студенты ВГИКа, московского вуза, смогут полюбить людей на моей родине (все-таки Челябинск и Сатка - это совсем рядом), в небольшом рабочем городе.

Осталась ли у них в сердце сопричастность к своем народу?

Это важный вопрос, потому что в Москве человек это быстро теряет.

И, по-моему, сопричастность осталась.

Ребята - представители своего народа, и они могут смело делать кино обо всем - о проблемах, о победах, о недостатках — все будет делаться с любовью. Вот это для меня было важным в нашем эксперименте. Это была встреча с жизнью - быстротечная и концентрированная. Я очень доволен результатом и хочу дальше делать такие эксперименты.

Юлия: Я очень ценю именно этот фильм за то, что он очень короткий. И в нем, действительно, очень большая концентрация жизни. А еще была возможность похулиганить, чего я не могу делать в своих фильмах, потому что я снимаю фильмы драматические, социальные, очень печальные и тяжелые, на которых все люди плачут. А здесь мне хотелось, чтобы люди улыбались, хотелось более современного монтажа, всего более нового. Как и итальянские художники - они просто получали огромное удовольствие от того, что они делают и просто от жизни. Это было очень важно.

Дарина: Я родилась и выросла в очень похожем на Сатку моногороде Тольятти, где есть один завод, на котором все работают. И я знаю, что существует некий стереотип : в таких городах нет интеллигентных, образованных людей, нет искусства, нет развития. И для меня было очень важно приехать сюда и доказать, что не так. И я бы хотела, чтобы и в моем городе происходило что-то подобное, как у вас.

Максим: Я снова скажу о людях. Мне пришлось оказаться в городе, где я ни разу не был, ни с кем не знаком и даже в интернете заранее ни с кем не связывался. И я просто пошел по городу, зашел в школу искусств №1, познакомился с директором, с педагогами и ребятами. Потом - зашел во Дворец культуры и познакомился с Валерием Геннадиевичем Улановым, потом — с Александром Геннадьевичем Сухановым... Такое столкновение с жизнью - это огромный опыт!

Дарина: Хочу добавить: Максим сегодня приехал, идет и всем говорит: «Привет! Привет! Здорово!». Обнимается со всеми. Я на него смотрю и мне реально завидно, потому что мы две недели провели возле наших домов, конечно, потом поездили по Сатке, но такого колоссального опыта общения, который получил здесь Максим, у нас не было. У него остались здесь друзья и знакомые, он всем звонил и приглашал на кинопоказ. Это классно!

Выбираем Сатку и музыку

Почему вы выбрали для съемок Сатку?

Максим: Здесь в прошлом году рисовали одни из лучших художников мира. Сейчас, например, русская команда художников рисует в Нидерландах. Швейцарские художники входят в 10-ку самых известных команд по уличному искусству в мире. Они приехали в Сатку, какой нам другой город нужен?

Дарина: На самом деле все проще, здесь есть люди, которые были заинтересованы в том, чтобы мы приехали, чтобы это проект состоялся. Чтобы фестиваль не просто существовал, а остался в истории и в кинохронике. Чтобы это еще где-то могли увидеть, не только в Сатке.

Музыка в кино - очень мощное выразительное средство. Чем вы руководствовались при выборе композиций, когда создавали свои проекты?

Максим: У меня в фильме использована музыка под два основных настроения: мне хотелось совместить ритмичную музыку с плавной и спокойной. Причем, чтобы не было какой-то определенной, запоминающейся мелодии, чтобы музыка просто создавала атмосферу под тематику фильма.

Дарина: Я отталкивалась от своих героев: они каждый день брали колонку и слушали жуткое техно, которое я тоже полюбила к концу двух недель работы. И мне кажется эта музыка хорошо соединяет нас с героями, они ее любят, словно, это - их душа.

Юлия: Перед поездкой в Сатку я открыла для себя видеоклип группы «Лось». Это и стало отправной точкой, чтобы обратиться к ребятам за помощью и пригласить поучаствовать в фильме. И когда я увидела героев, мне показалось, что их биты — современная, кайфовая музыка, которая очень подходит к фильму. Поэтому я двигалась в этом ключе и стилистике.

Дарина: Я раз пятый смотрю этот фильм и каждый раз ловлю себя на том, что как только начинает играть группа «Лось», я тут же начинаю двигаться под эту музыку. Это здорово, в этой музыке есть молодая энергия и свобода.

В конце встречи Сергей Валентинович еще раз поблагодарил всех собравшихся и сказал: «Мы будем обязательно стараться приезжать в Сатку, уже с новым поколением студентов, снимать здесь на разные темы. Думаю, это будет летопись из новелл, которую мы будем делать для вас и отдавать вам на хранение».

Общение режиссеров со зрителями продолжилось и в фойе. Ребят и их учителя благодарили, брали автографы, приглашали в гости, обсуждали, где и кому еще можно показать все три фильма. Например, педагоги планируют использовать их в качестве образовательного и профориетационного материала. Прозвучали и предложения показать картины, а также провести мастер-классы, в рамках челябинского фестиваля «ЧелоВечное кино», устраивать кинопоказы не только в в местном кинотеатре, но и в музеях, библиотеках, центре культурных инициатив.

- Конечно, обязательно показывайте, - отметил Сергей Мирошниченко. - Чем больше людей увидят эти картины, тем лучше. Многие увидят себя, и им будет приятно.

Есть мнение

Даниил Вольхин, один из героев фильма «Пусть висит»:

- Фильм понравился, я вообще не ожидал, что такое возможно! Перед началом кинопоказа волновался, не смотря на то, что прошел год, и многое изменилось. На данный момент я граффити не занимаюсь, поставил себе другие приоритеты - хорошо сдать экзамены в 11 классе. Волновался и из-за того, войдут ли кадры с моим участием в фильм или нет, как всё снятое выглядит со стороны. Да еще так совпало, что я живу рядом с домом, где снимали, как швейцарцы рисуют медведя, мне его видно из окон квартиры.

Алёна Пастухова, студентка кафедры кино и телевидения Челябинского института культуры:

- Получился своеобразный портрет города. Кинематографисты представили его в ярких, точных красках, подчеркнули колорит - заводы, группа "Лось", показали через мнения и портреты жителей. Выразили красоту природы. В фильме «Измени свой мир» есть параллель между граффити «Царевна-лебедь», танцевальной постановкой «Танец лебедей» и мультфильмом, который вдохновил художника. Запомнился и художественный ход в фильме про русских художников, где говорится о слиянии в абстрактном рисунке природы и городской среды. Важно, что ребята подняли проблему непонимания, непринятия современного уличного творчества местными жителями. Что с этим делать? Согласовывать будущие рисунки с жителями? Жителям больше интересоваться изобразительным искусством?

В любом случае, фестиваль уличного искусства должен жить и процветать.

Подобные мероприятия дают импульс развитию города, повышают его статус и привлекают молодые творческие силы менять мир и окружающую реальность.

Олег Панов, житель Сатки:

- В целом сама затея о создании фильмов в плане истории, памяти, что это все сохранится - это уже интересно и классно. В силу своей профессиональной деятельности я больше смотрел на технические моменты: как подается материла, как оформляется. И с этой точки зрения, мне больше понравился фильм «Пусть висит» про работу швейцарских художников, про медведя. Все, чем этот фильм дополнен и обогащен, кроме основной сюжетной линии, и сама съемка — все сделано очень гармонично и хорошо. Спорный вопрос, нужно ли было включать в него критику и немножко грустные моменты, но в целом всё понравилось. Сын, хоть и маленький, тоже пришел домой под впечатлением, сразу поделился с мамой, рассказал, кого из знакомых увидел в фильмах, что ему запомнилось.

Юлия Тиферет, житель Западного микрорайона:

- Понравились все три фильма, но больше всего - о русском дуэте Aesthetics group. Это серьезные ребята, с философским подходом к жизни и работе. Запомнилась фраза Ильи Блинова: «Цель нашей работы — быть вне времени. Ты просто делаешь то, что у тебя в душе. В этом случае ты можешь быть максимально четным». И после этого фильма я теперь смотрю и воспринимаю работу ребят совершенно по-новому.

Понравились итальянцы — живые, активны, постоянно в движении, постоянно общаются. И фильм о них мне больше всего понравился тем, как он снят. Еще больше дорожку своим городом, теми событиями , которые здесь происходят и я, надеюсь, еще будут происходить. А не понравилось в фильмах только одно — мнения некоторых жителей, которые не понимают и не хотят принимать такие интересные творческие моменты.

Первый международный Фестиваль уличного искусства прошел в Сатке летом 2017 года. Это событие поддержали Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» и Итальянский институт культуры в Москве. Фестиваль показал пример преобразования городской среды, стал катализатором развития творческого потенциала молодежи. Пять произведений настенной живописи, созданных тремя дуэтами художников – российского Aesthetics group, швейцарского Nevercrew и итальянского SOLO & DIAMOND – были торжественно представлены публике.

На время фестиваля Сатка стала не только международной художественной творческой мастерской, но и съемочной площадкой. Документальное кино о работе каждой их трех команд снимали студенты Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Руководитель мастерской студентов – российский кинорежиссер-документалист Сергей Валентинович Мирошниченко. Три киноновеллы молодые кинематографисты объединили в ленту, премьера которой состоялась 5 апреля 2018 года в Москве в Доме кино.

Фильмы сняты при поддержке Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и студии «Остров».

Онлайн издание "Магнезитовец"

Газета "Магнезитовец" была основана 16 марта 1930 года

news@magnezit.com

gazeta@magnezit.com

 

+7 (35161) 9-48-99

Напишите нам, пожалуйста, если у Вас есть важные новости, предложения, критика или комментарии.

Следите за нашими новостями

в удобном для Вас формате

Подпишитесь на нашу рассылку.

Отправляем письмо с самыми важными и интересными материалами каждый понедельник.

"Магнезитовец"

  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • YouTube

Фонд "Собрание"

  • Сайт Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Инстаграм Фонда Собрание