Морская история «бермудского треугольника»

Еще одно здание Сатки стало местом для воплощения творческого замысла молодого художника из Москвы. Александра Спиридонова украсила мозаикой одну из стен трансформаторной будки, расположенной в районе так называемого «бермудского треугольника»

Работу Александры нельзя отнести к римской классической мозаике, когда имеющимися модулями покрывается практически сто процентов поверхности. Как, к примеру, на остановочных комплексах в Западном районе и старой части города авторства Марии Волхонской и Марии Ларичевой.

Это экспериментальная мозаика, в которой сам цемент имеет художественное значение. С помощью живописного градиента от светло-голубого до насыщенно синего цвета автор преобразила бетонную поверхность стены в морскую гладь. А на нарисованных гребнях волн – вмонтировала в стену круглые мозаичные панно из ракушек, морских звезд, камней, созданных кстати, юными саткинцами на одном из мастер-классов в музее «Магнезит» в прошлые выходные. И в какой-то момент может показаться, что именно общее название территории нашего города и аномального района в Атлантическом океане сыграло решающую роль при выборе Александрой морской темы. Но это не так.

- Данная работа – малая часть моего дипломного проекта, который изначально планировался как часть гораздо большего – «Музея исследования моря». И в Сатку она попала совершенно случайно. С легкой руки Кирилла Николаевича Гаврилина, руководителя кафедры аспирантуры МГХПА имени Строганова, на которой учусь, - делится Александра. – Но я даже рада, что все сложилось именно так.

Я в восторге от вашего города и его жителей.

Было много желающих помочь мне. И каждому давала сделать кусочек в общей работе. Для меня важен и тот факт, что главная улица вашего города, Пролетарская, украшена внуком Гелия Коржева,ученики которого являются моими вузовскими педагогами по живописи и композиции.

Каждый мозаичный элемент художник изготовила своими руками, потратив на работу четыре месяца.

- Звезды и ракушки, которые использовала в своей работе, керамические, фаянсовые, фарфоровые, шамотные. Каждую из фигур сама глазуровала. Поскольку элементы имеют разную форму, достаточно сложной задачей было скомпоновать их так, чтобы итоговый вариант не выглядел аляповато, - продолжает Александра. - Работа продвигалась медленно, потому что каждую фигуру нужно было отмять руками, промыть форму, просушить строго определенным способом. Если плохо сушить, она может взорваться в муфельной печке. Потом фигуру нужно обжечь первый раз, проглазуровать, это тоже достаточно сложный процесс. Потом снова отправить в муфельную печь.

Сочетать разные техники в классической мозаике Александра Спиридонова начала года три – четыре назад. Также она много пишет: акрилом, маслом. И преподает вот уже в течение двух лет: в школе и детских художественных студиях.

- Мне нравится работать с детьми 3-10 лет из-за их непосредственности и открытости к новому, - признается она.

Детей не будет смущать зеленая кошка, которая едет

в клетчатых штанах на велосипеде. Ребенок посадит ей на голову птичье гнездо с бегемотом внутри, и это будет здорово. Поэтому особенно рада,

что мне посчастливилось провести мастер-классы для юных саткинцев. Девчонки и мальчишки поразили меня своим талантом.

Изначально думала, что на двух мастер-классах мы будем делать мозаичные круги. Но участников было почти в полтора раза больше, и все очень талантливые, многие из них учатся в художественной школе. За один мастер-класс сделали то, что планировали сделать за два дня. Поэтому было решено изготовить заготовки для следующего объекта - модули квадратной формы. Обязательно используем их в работе, скорее всего, уже в следующем году, но на каком объекте сказать пока не могу. Вопрос требует согласования.

- А когда вы сами решили связать свою жизнь с искусством?

- Наверно, в 10 лет, после того, как посмотрела подряд два фильма: «Камилла Клодель» (Франция) и «Белый Олеандр» (США). В одном фильме девушка была художником, в другом - скульптором. И я сразу подумала, что хочу так же. Сказала маме, что хочу быть архитектором. Она ответила: раз так, нужно поступать в художественную школу.

Поступила и каждый день ездила на занятия, не смотря на то, что дорога отнимала два часа. А в 10 классе поняла, что хочу быть художником-монументалистом. Хотя даже не до конца представляла себе, что это за профессия, просто хотела работать с архитектурой и делать что-то масштабное. Так и поступила в МГХПА имени Строганова. Художник-монументалист работает со всеми материалами: монументальная роспись, витраж, мозаика. Я занимаюсь керамикой, у меня дома своя муфельная печка. Занимаюсь витражом, горячей эмалью.

- Александра, а используете ли в своих работах природные материалы?

- Да использую не только рукотворные материалы, но и натуральные камни, ракушки. Хотя достоинство мозаики в том и заключается, что ее можно сделать из всего, чего угодно. Например, в моей саткинской мозаике есть битый керамический горшок ручной работы, который вы там никогда не заметите. Он был огромный, около метра в высоту, и был напилен и наточен на плиткорезе.

Монументальных объектов у меня не очень много. Я расписывала храм в Туле на первом курсе, женский монастырь Святой Елизаветы в Италии. Есть мои мозаики и в подворье Троице-Сергиевой лавры Москвы, правда их нельзя увидеть, она закрыта для посещений.

- Что вдохновляет вас на творчество?

Всё. И ничего. У меня внутри есть огромное количество постоянно возобновляющихся творческих идей, и нужно просто выбрать очередность их материального воплощения. Много читаю, изучаю психологию и биологию, мировой кинематограф и современное искусство.

Посещаю выставки и спектакли, фестивали, лекции. Планирую получать второе высшее (скорее всего, в сфере дизайна) и изучать второй иностранный язык (китайский или испанский). Путешествовать, посещать музеи, выставки, театры. Быть художником – эта такая же работа, как быть инженером, врачом.

Александра создала свою работу в рамках "АРХ-САТКИ" - одного из направлений Международного фестиваля "Моя Сатка", организатором которого является фонд "Собрание". В 2018 году Фонд стал победиителем конкурса Фонда Президенстких грантов.

Благодарим за фото Василия Максимова и Дениса Шакирова

Онлайн издание "Магнезитовец"

Газета "Магнезитовец" была основана 16 марта 1930 года

news@magnezit.com

gazeta@magnezit.com

 

+7 (35161) 9-48-99

Напишите нам, пожалуйста, если у Вас есть важные новости, предложения, критика или комментарии.

Следите за нашими новостями

в удобном для Вас формате

Подпишитесь на нашу рассылку.

Отправляем письмо с самыми важными и интересными материалами каждый понедельник.

"Магнезитовец"

  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • YouTube

Фонд "Собрание"

  • Сайт Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Инстаграм Фонда Собрание