Не только ноты

Швейцарская пианистка, композитор и педагог Аглая Граф показала юным исполнителям из Сатки технику «наслаждения» музыкой. Мастер-класс состоялся в рамках Дней швейцарской культуры

Участниками мастер-класса стали пять учеников детской школы искусств №1 Сатки и фортепианный дуэт из ДШИ Бакала. Юные по возрасту, но весьма прилежные в освоении техники игры на фортепиано исполнители, уже завоевали успех на конкурсах различного уровня. Поэтому, имея вполне зрелый материал, Аглае не пришлось вести речь о нотной грамоте. Напротив, после выступления каждого исполнителя, она, в первую очередь, говорила им комплименты, делая акцент на индивидуальных достоинствах каждого. Затем просила повторить произведение или его фрагмент, и делала детальный разбор полётов, подсказывая, как можно придать мелодии более эмоциональную окраску.

 

 

От шёпота до возгласа

 

Работая с Артемием Имамутдиновым (он учится 3-м классе ДШИ №1 Сатки у Надежды Арсентьевны Алексашиной), исполнившим два этюда Черни-Гермера, Аглая сказала, что эти произведения могут служить хорошими упражнениями, и ей очень понравилась активность пальцев Артемия. Но при этом она отметила, что нужно не только тренировать технику, а делать произведение интересным для восприятия.

 

- Здесь присутствует волна, – Аглая, заострила внимание на одном из фрагментов этюда №29 Черни-Гермера. – Она идёт по нарастающей. Начинается тихо, как будто шёпотом, затем перерастает в крещендо, достигает вершины и снова затихает. Это как бы ожидание фейерверка. Наверху надо сделать акцент. Здесь включается левая рука, и ты должен веселиться с ней. Угромкой ноты должен быть какой-то характер, выражающий неожиданную реакцию. И последняя нота в конце должна быть сыграна, как шутка, как веселье. Наслаждайся, когда играешь! Ты смелый мальчик!

Удивительно, но при повторном исполнении после рекомендаций, данных Аглаей, музыка в исполнении ученика звучала уже совсем по-другому - выразительнее. Это ощущение публика подтвердила благодарными аплодисментами.

 

 

Своё прочтение

 

Прослушав «Педальную прелюдию ми-минор» С. Мйкапара в исполнении ученицы 4-го класса ДШИ №1 Сатки Виктории Гайнановой (преподаватель Елена Александровна Глазкова), Аглая отмела красивое исполнение и чувство гармонических изменений, которое присуще ученице. А затем предложила сыграть так, как написал композитор, с запаздыванием нот. Выяснив, что подобное исполнение ученице не по душе, заметила:

 

- Очень важно вначале сыграть, как написал композитор, чтобы понять, что он хотел донести этим. Если удалось понять, то можно поработать и сыграть по-своему. Давай попробуем сначала сыграть в миноре, а затем перейти в мажор. В этот момент появляется лучик надежды, и ты можешь показать это более ярко.

Крещендо – возрождение. А когда доходишь до форте, важно,

чтобы все пальцы были стабильными, боле устойчивыми.

Тогда ты сможешь расти вместе со звуком.

Детское впечатление

 

В ответ на любимую многими «Шутку» Баха, исполненную фортепианным ансамблем в составе Ирины Чепурновой и Софьи Субботиной (они учатся в 6-м классе ДШИ Бакала у Елены Дмитриевны Долининой) Аглая поделилась детским воспоминанием:

 

- Это произведение для флейты с оркестром. Мой папа – флейтист (Петер-Лукас Граф – ред.), и я часто бывала на его концертах. Однажды, когда я была маленькой, я проспала весь концерт, а проснулась, когда это произведение исполнялось на бис. Оно мне тогда очень понравилось и запомнилось. Оно полно энергии. Здесь очень важна партия левой руки. В барочной музыке она, как основа, как база, бас здесь, как генерал.

 

Попросив повторить басовую партию, Аглая отметила, что не так важно, чтоб было быстро, важнее чёткая артикуляция, всё должно быть ясно "проговорено". А для этого надо играть более цепкими пальцами. Тогда будет возможно развитие, динамика.

 

- Перед тем, как играть вторую часть, надо сделать вздох и начать её с доминанты. Представьте, что это играет флейта вместе со скрипкой. Это должен быть очень яркий и громкий звук. Нужно думать о том, что это должны услышать люди, которые находятся далеко, в соседней комнате. Итак, снизу вверх и сверху вниз – уверенно и красиво! Вы можете подумать, попробовать, как сыграть лучше и выбрать тот вариант, который понравится. Но быть уверенными в этом.


 

Ценные советы

 

Рекомендации, которые дала участникам мастер-класса Аглая Граф, стали по-настоящему ценными для юных музыкантов. Третьекласснику ДШИ №1 Георгию Кузьмину (преподаватель Ирина Георгиевна Воробьева) в ответ на «Опус 299, этюд №4» К. Черни посоветовала больше внимания уделять левой руке (эту рекомендацию она давала многим, видимо, левая рука – это слабое место правшей). Послушав «Камаринскую» Чайковского в исполнении Гоши, Аглая заметила, что можно более разнообразно развить тему.

 

Ученице 8-го класса ДШИ №1 Ангелины Немчиновой (преподаватель Гузалия Жамилевна Самигуллина), исполнившей «Арабеску ми-мажор» К. Дебюсси, знаменитая пианистка также посоветовала уделить внимание левой руке, больше развивать её, чтобы в музыке ясно звучало два плана. А для большей эмоциональности Аглая порекомендовала играть не абстрактную музыку, а представлять что-то конкретное, вкладывать больше чувств, передавать то, что композитор имел в виду.

 

- Вначале послушай тишину и сыграй введение так, как будто что-то спускается с небес и затем получает развитие, – посоветовала педагог.

 

Третьекласснице ДШИ №1 Полине Карповой (преподаватель Елена Александровна Глазкова), которая исполнила произведения собственного сочинения, Аглая подсказала, что хорошо бы написать динамику, которая используется в музыкальных пьесах девочки, чтобы при исполнении более точно регулировать громкость и другие нюансы.

 

- Когда я создаю собственные произведения, сначала пишу только ноты, без динамики, – поделилась опытом композиции Аглая. – А затем добавляю артикуляцию.

Хоть сначала и кажется, что должны быть только ноты, но когда поработаешь, сделаешь уточнения, видишь, что это помогает самовыражению. А когда ты осознаёшь, что хочешь выразить сама, начинаешь лучше понимать других композиторов.

Аглая Граф (Aglaia Graf)– швейцарская пианистка, композитор и педагог, лауреат международных конкурсов, обладательница престижных музыкальных премий. Она хорошо известна публике Швейцарии, Германии, Италии, Великобритании и Китая. В апреле 2018 года она впервые выступила в России – в Камерном зале Государственной Капеллы Санкт-Петербурга, а в сентябре нынешнего года, во время дней швейцарской культуры в России, её виртуозной и чувственной игрой смогла насладиться во время концерта и саткинская публика.

 

В 14 лет Аглая поступила в Базельскую консерваторию в класс профессора Адриана Этикера. Получив в 2007 году диплом с отличием, она продолжила совершенствовать мастерство в Вене и Париже. Посещала мастер-классы Андраша Шиффа, Пауля Бадура-Шкоды, Клауса Хельвига, Дмитрия Башкирова, Анджея Ясиньского, Золтана Кочиша, Джеффри Сванна и других музыкантов.

Годы учебы были отмечены многочисленными успехами на конкурсах (Jeunesse Musicale в Швейцарии, Jugend musiziert в Германии, Citta di Cantù в Италии и других), а также стипендиями и грантами для молодых музыкантов. В 2006 году Аглая Граф была удостоена престижной Европейской культурной премии.

 

Сольные концерты пианистки с большим успехом проходят во многих странах Европы и Азии: на фестивалях в Люцерне, Давосе, Иегуди Менухина в Гштааде, Les Muséiques в Базеле, имени Дино Чиани в Италии. Весной 2018 года Аглая впервые выступила в России. В предстоящем концертном сезоне она вновь приезжает в нашу страну с концертами.

Значительное место в творчестве Аглаи Граф отведено камерной музыке. Пианистка часто выступает в камерных программах в дуэте со своим отцом, флейтистом Петером-Лукасом Графом. В 2005 году они записали на СD флейтовые сонаты И. С. Баха. С 2012 года она постоянно играет в дуэте с английским виолончелистом Бенджамином Грегор-Смитом. Их ансамбль стал лауреатом нескольких европейских конкурсов камерной музыки.

 

Наряду с активной сольной концертной деятельностью Аглая Граф нередко выступает в сопровождении оркестров. Ей довелось сотрудничать с такими коллективами, как оркестр Цюрихского Тонхалле, симфонические оркестры Базеля, Гёттингена, Вюрцбурга, Констанца, молодежный симфонический оркестра Мюнхена, Британский национальный духовой оркестр, Шэньчжэньский симфонический оркестр (Китай) и другими. В ее репертуаре концерты Моцарта, Бетховена, Гайдна, Грига, Шопена, Мендельсона, Шостаковича, Бартока.


Аглая Граф – талантливый, разносторонний музыкант. Наряду с успешно развивающейся сольной карьерой она занимается композицией и исполняет собственные сочинения в концертах. В 2014 году, по заказу фонда PRO GELVETIA она написала произведение «Одиссея», которое впервые прозвучало на фестивале в Адельбодене и транслировалось по радио SRF 2.

  

Благодарим за фото Наталью Уфимцеву

Поделиться на Facebook
Please reload

Онлайн издание "Магнезитовец"

Газета "Магнезитовец" была основана 16 марта 1930 года

news@magnezit.com

gazeta@magnezit.com

 

+7 (35161) 9-48-99

Напишите нам, пожалуйста, если у Вас есть важные новости, предложения, критика или комментарии.

Следите за нашими новостями

в удобном для Вас формате

Подпишитесь на нашу рассылку.

Отправляем письмо с самыми важными и интересными материалами каждый понедельник.

"Магнезитовец"

  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • Аккаунт Магнезитовца
  • YouTube

Фонд "Собрание"

  • Сайт Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Страница Фонда Собрание
  • Инстаграм Фонда Собрание